Фото Евгения Разумного / Ведомости / ТАСС
Премьер-министр Дмитрий Медведев озвучил на заседании кабмина параметры повышения пенсионного возраста. Женщины будут выходить на пенсию в 63 года, а мужчины — в 65 лет вместо нынешних 55 и 60 лет. В чем смысл столь радикального решения?
С пенсионной реформой тянули слишком долго. Первые дискуссии на эту тему начались еще в 2013 году. Решение казалось токсичным с точки зрения общественной реакции, так что, очевидно, нужно было выбрать «удобный» момент. Судя по всему, такой момент настал сразу после выборов и на старте нового шестилетнего срока главы государства.
Однако реализация этой реформы прошла бы гораздо мягче, если бы правительство решилось действовать раньше.
Медлить нельзя
Не торопиться уже нельзя — промедление становится непозволительной роскошью в ситуации кризиса. Правительству предстоит решить серьезную задачу — снизить трансферты из федерального бюджета в ПФР в условиях естественной убыли населения.
По разным оценкам, количество россиян сокращается на 100 000–150 000 в год, а в долгосрочной перспективе этот показатель окажется еще выше. При этом не секрет, что за счет миграции убыль не компенсируется. Приток трудовых мигрантов не пропорционален росту взносов в ПФР в силу не вполне прозрачного трудоустройства большинства из них.
Таким образом, мы наблюдаем существенное снижение соотношения работающего населения и числа пенсионеров. Если в 1930-х годах оно составляло 1 к 8, то сейчас уже 1 к 4. По данным Росстата, отношение пенсий к зарплатам также снижается и составляет порядка 32%. Это минимальное значение начиная с 2010 года. Для сравнения: пиковые уровни 2011–2012 годов достигали 35–36%.
Точка отсчета
Текущий вариант повышения пенсионного возраста странно называть «поэтапным». Для поколения «немного за 40», а тем более для тех, кто младше, повышение будет шоком — разовым и резким. Например, для женщин упомянутой возрастной категории предлагается повышение пенсионного возраста сразу на 8 лет.
Вместе с тем реформа не затронет до 30% льготных категорий граждан в пенсионной системе, имеющих право раннего выхода на пенсию. Это исключительно гражданские специальности, причем без учета силового блока — военных, полиции, Росгвардии и прочих служащих, расходы на которых не заложены в бюджет ПФР.
Вопрос «а где работать в 60 лет» можно просто повесить в воздухе. О возрастной профессиональной дискриминации уже сказано достаточно много. Очевидно, будут задействованы государственные механизмы защиты, например, запрет на увольнение за два-три года до пенсии.
Однако в российской практике много примеров, когда таких граждан переводят на половину или треть ставки. Даже при наличии работы о каком-либо приемлемом заработке говорить сложно. Кроме того, россияне будут занимать рабочие места, являющиеся аналогом стартовых низкооплачиваемых позиций, на которые обычно приходят выпускники вузов и стажеры.
Нетрудоустроенные «предпенсионные» граждане пойдут на биржу труда за своими законными пособиями по безработице. Поскольку их скорее всего не удастся трудоустроить по специальности и с помощью биржи, им будет выплачиваться матпомощь. Таким образом, если не из кармана ПФР, так из другого государственного источника средства на вчерашних пенсионеров по возрасту все равно будут расходоваться.
Из-за того, что будет снижаться годовой доход «предпенсионеров» (по статистике, наиболее высокооплачиваемый возраст — это 40–50 лет), база для расчета будущей пенсии будет ухудшаться, а совокупный доход размываться.
Сколько удастся сэкономить
При условии, что все категории граждан начнут выходить на пенсию по старости, количество пенсионеров на начало 2018 года составляло: женщин старше 55 лет — около 26 млн человек, мужчин старше 60 лет — примерно 11 млн человек.
Женщин старше 63 лет примерно 16 млн человек, мужчин старше 65 лет — 7 млн человек. Разница составляет порядка 14 млн человек (около 37%). Размер средней пенсии в 2018 году равняется 14 100 рублей.
Таким образом, через 8 лет в нынешних цифрах (без учета инфляции) сокращение выплат в месяц может составить 197 млрд рублей. В год экономия на пенсионных выплатах может составить 2,3 трлн рублей, или около 2% ВВП. Для понимания: в 2018 году весь плановый бюджет расходов ПФР составлял 8,3 трлн рублей.
В цифрах экономия именно по пенсионным расходам выглядит ощутимой, что обещает серьезный экономический эффект от этого этапа реформы. Однако многое будет зависеть от дальнейших этапов пенсионной реформы, которые пока не ясны.